И это всё о нём
О Файзулле Гайнулловиче Гайнуллине

  • Уникальна история создания Миннибаевского газоперерабатывающего завода. За короткий срок предприятие заняло достойное место среди лидеров отечественной газопереработки, чьи производственные успехи были отмечены целым рядом высоких правительственных наград. В основе достижений коллектива - добросовестный труд многих поколений работников.

    Значительные этапы деятельности связаны с именами крупных специалистов и талантливых организаторов производства. Среди них – директор завода с 1965 по 1974 годы Файзулла Гайнуллович Гайнуллин.

    29-летний директор

    В эти дни ему исполняется 75 лет, и поколение его ровесников, вспоминая те годы, отмечает и его заслуги.

    Выпускник Казанского химико-технологического института, проработав немного в Бугульме, приехал в 1957 году в Альметьевск и устроился на работу на Миннибаевский газобензиновый завод в цех переработки газа № 1. Работать начал по своей специальности – инженер-технолог. С чувством высокой ответственности, умело применяя технические знания, организаторские способности, органично влился в заводской коллектив. Успешно работал на должности заместителя начальника цеха, а потом и начальника цеха П-1. В 1964 году его назначают исполняющим обязанности главного инженера завода.

    Завод в это время набирает небывалые темпы роста. Вводятся новые технологические установки с применением современных методов ректификации попутного нефтяного газа, опробываются и применяются впервые в СССР мощные компрессоры К-380 Невского машиностроительного завода.

    Требовался умелый организатор и вдохновитель для претворения в жизнь этих смелых и новых идей. И в 1965 году, с представления партийного комитета завода и утверждения в городских органах директором завода становится Файзулла Гайнуллович Гайнуллин. А было ему в это время 29 лет. Обладая от рождения силой воли, аналитическим умом и напористостью в работе, он оказался в нужное время в нужном месте.

    Очереди, ордена и дома

    Под его руководством вступила в строй действующих четвёртая очередь завода. Мощность по приёму к переработке газа составляет более 3 миллиардов кубометров в год (1966 г.).

    В 1968 году получен новый продукт стратегического назначения - гелий, производство которого составляло 50% от союзной выработки.

    За успешное освоение новой техники и технологий, досрочное выполнение заданий восьмой пятилетки завод награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971 г.).

    Введена в строй пятая очередь завода, предназначенная для углубления отборов жидких углеводородов (1973 г.). Получен товарный этан (1974 г.).

    Много делается в решении социальных задач. Файзулла Гайнуллович говорил: «Если человек живёт комфортно - это самый лучший стимул к работе». И руководство его периода делает очень много в этом плане. Каждые 2 года строятся и сдаются многоквартирные дома для работников завода в самом Альметьевске и в р.п. Нижняя Мактама. Построили два детских сада и одну группу создали в яслях № 1 города. Построили заводской санаторий «Гуцулка» в посёлке Сходница в Карпатах. Создали базу отдыха на реке Кама в районе Нижнекамска. Организовали летний пионерский лагерь на Черноморском побережье для детей работников завода.

    Троллейбусная история

    Ф. Гайнуллин стал одним из родоначальников удобного, комфортабельного и экологически чистого вида общественного транспорта в городе – троллейбуса. В те времена доставка рабочих завода из города и близлежащих деревень велась автобусами. К тому же из-за проведения большого объёма шефских сольхозработ тоже требовались автобусы и иные машины. Хотя и имелся свой автотранспортный цех, их всё равно не хватало.

    И тогда Ф. Гайнуллин предложил использовать для перевозки людей троллейбус. Изучив организацию троллейбусного движения, убедил городские власти в целесообразности проекта. Почин был поддержан и вышли с расчётами в Гострансе СССР. С их утверждения получили одобрение и в Госплане. И дело двинулось.

    Из-за перемены места работы Ф. Гайнуллина в 1974 году вся тяжесть по комплектации, строительству, наладке и пуску легла на его преемника Ханифа Салиховича Камалова. Сложными усилиями в 1976 году троллейбусная линия, по протяжённости третья в стране, была пущена в эксплуатацию. А в Альметьевске появился новый вид промышленности – электротранспорт.

    Те, кто долгие годы работал с Файзуллой Гайнулловичем, отмечают, что был он необычайной и разносторонней личностью. Х. Камалов - директор завода с 1974 г. по 2006 г.: «Ф. Гайнуллин был очень требовательным к инженерно-техническим работникам. Строго спрашивал за технологические нарушения и условий техники безопасности. Серьезно подходил к подбору кадров».

    Ю. Клейнман - главный энергетик завода в 70-е годы и заместитель директора по кадрам и быту в последующие годы: «В период руководства Ф. Гайнуллина велось интенсивное строительство как новых технологических установок, так и объектов соцкультбыта. Технолог по образованию, Файзулла Гайнуллович так серьёзно вник в строительную проблематику, что с глубоким уважением мог отстаивать свои планы и противостоять (а такое бывало) маститым руководителем строительных трестов и управлений».

    Успешная и плодотворная работа Ф. Гайнуллина на посту директора была вознаграждена правительственными наградами – орденами Ленина и «Знак Почёта». Продолжением этих наград стали последующие высокие должности - секретарь Татарского обкома КПСС, ответственный за промышленность, заместитель министра газовой промышленности и другие ответственные должности нефтегазовой отрасли.

    Файзулла Гайнуллович давно бы мог почивать на заслуженных лаврах, но его неугомонная натура, жажда нового, титанические организационные способности не позволяют ему уйти на заслуженный отдых. Он и сегодня в строю. Имеет новые точки приложения своей неугомонной энергии, стремится передать молодому поколению и свои богатейшие знания, и огромный практический опыт.

    Уважаемый Файзулла Гайнуллович, поздравляя с 75-летием, мы желаем Вам долгих лет крепкого здоровья, счастья в детях и внуках, дальнейших успехов.

    © Татьяна БАБАЕВА, ветеран УТНГП, газета «Нефтяные вести», № 89 от 17 ноября 2010 года