Читатели газеты, в основном, думается, представляют, что такое подземный или капитальный ремонт скважин. Труд ремонтников можно называть тяжелым, грязным, малопривлекательным, можно найти другие нелестные эпитеты. И непривычно было услышать из уст искушенного человека, начальника автоколонны № 7 ООО «Елховское УТТ» УК «Татспецтранспорт» Вячеслава Моисеева о красоте труда машинистов подъемных агрегатов, работающих в подземном ремонте скважин.
- О человеке судят по красоте труда, - начал он, представляя ветеранов колонны Анатолия Бочкарева и Марата Гарифуллина (на фото). – Эти ребята трудятся, вкладывая в работу всю душу, красиво, оттого они и в почете.
26 на каждого
Внешне эти «ребята» (первому чуть больше, второму чуть меньше 50 лет) очень разные. Анатолий Александрович ростом высок, громогласен, в нем чувствуется немалая физическая сила. У Марата Тагировича голос далеко не басистый, и ростом он на голову ниже. Но ловкость в движениях, четкая, уверенная речь располагают к себе, чувствуешь, что он не из тех, кто может подвести в трудную минуту. Это подтвердил и начальник колонны:
- На них всегда можно положиться. Им два раза повторять не надо. Получили задание – сделают как надо и доложат. У них развито чувство наставничества. Больно мне нравилось, как они готовили молодое поколение. Я четыре раза формировал группы стажеров. Наставники в процессе работы обучают стажеров, передают свой опыт работы. Так вот, в двух других группах был отсев, не захотели работать на подъемнике тут 2, там 3 человека. А в группах Бочкарева и Гарифуллина остались работать все. Умеют привлекать к любимой работе.
А как сами наставники стали машинистами подъемника? Рассказывает Бочкарев:
- В Альметьевском УТТ-2 (в 1988 году переименовано в Елховское УТТ. – Ред.) я вначале работал на бульдозере. Вскоре начальник колонны Мисхат Нуруллин, хороший был человек, предложил мне пойти учиться на машиниста подъемника. Согласился, прошел 3-месячные курсы в ШБК. С тех пор, вот уже 27-й год, на этой работе. И ничуть не жалею, работаю с удовольствием.
У Гарифуллина другая история.
- Я узнал случайно, что есть такая профессия, - рассказывает Марат Тагирович. - До армии в этом УТТ начал работать на водовозке, после службы снова сел за руль такой же машины. И вот как-то раз подвез одного агрегатчика к скважине и там увидел, как работают ремонтники, что делает машинист подъемника. Понравилось. Не откладывая надолго, пошел к начальнику колонны с просьбой перевести меня на подъемник. Прошел обучение и вот уже 26 лет работаю на устье скважины с подземниками.
Работа на подъемнике парню показалась интересной и тем, что в составе вахты ты всегда среди людей, не то, чтобы одному колесить по промысловым дорогам. И здесь на троих одна машина, если что, ремонтировать легче. Жалеть о своем выборе ему также не пришлось.
Наградной лист
Анатолий Александрович награжден медалью «В ознаменование добычи трехмиллиардной тонны нефти Татарстана». Ко Дню работников автомобильного транспорта в этом году он удостоен почетной грамоты ОАО «Татнефть». «Отлично знает технику, бережно к ней относится. Исполнительный, добросовестный работник. К выполнению производственного задания относится с большой ответственностью и не допускает простоя бригады ПРС по причине ремонта агрегата. Закрепленная за ним техника всегда в исправном состоянии и отвечает всем требованиям промышленной безопасности. Такой подход к работе позволил А. Бочкареву не допускать износа резины, аккумуляторов, перерасхода топлива, что дало снижение потребления энергоресурсов на 8%», - читаем в представлении к награде. Ненамного отличается и перечисление заслуг М. Гарифуллина. В отделе кадров работают не литераторы, представления к награждению особым красноречием не отличаются. Но в этом, пожалуй, и нет особой необходимости. Один мой товарищ, нефтяник опытный и заслуженный, бывало, говорил, что ремонтники скважин уже только за то, что круглосуточно в любую погоду работают на устье, заслуживают самой высокой награды.
Марат Гарифуллин, который нынче ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности отмечен благодарностью Министерства энергетики РФ, говоря об условиях работы, заметил, что операторам-ремонтникам на устье приходится тяжелее: у машинистов подъемника все же есть кабина. Но разве усидишь в кабине, когда видишь, что операторам тяжело, а подъемник пока не востребован. Несмотря на то, что операторы являются работниками цеха ПРС, а машинисты работают в УТТ, вахта как единая семья. Иначе и работа не будет ладиться. И если после отпуска «свой» машинист временно окажется в другой бригаде, мастер ПРС все равно добъется, чтобы вернуть его да поскорей.
Анатолий рос в большой крестьянской семье – у него три брата, четыре сестры. Скотины, как говорит он, был полон двор, да большой огород. Работы хватало всем. Отец-фронтовик сызмальства приучил детей к труду, дисциплина была почти военная. Видимо, во многом благодаря такому семейному трудовому воспитанию Анатолий Александрович не сорвался, преодолел все выпавшие на его долю трудности. Пережил пожар, их частный дом в Русском Акташе сгорел дотла. Благо, руководство УТТ проявило заботу: не оставили в беде, быстро дали квартиру в Альметьевске. Умерла жена, оставив на него двух сыновей. Вот тогда Анатолий узнал, что такое домашние заботы. Сменная работа, а дома мойка, стирка, кухня… Все это уже позади, у сыновей свои семьи, у каждого по дочке. Младший Владислав пошел по стопам отца, работает в ЕУТТ.
О заголовке
Красота труда. Вроде бы пафосное выражение, звонкий штамп. Но когда эти слова слышишь из уст не трибунного оратора, а настоящего работяги, невольно постигаешь их глубокий смысл. Кстати, начальник колонны В. Моисеев и сам поощрен в связи с профессиональным праздником, ему присвоено звание «Почетный нефтяник ОАО «Татнефть». В ЕУТТ он прошел ступени водителя, механика автоколонны, долгие годы возглавляет одну из лучших колонн предприятия. Вячеслав Владимирович рад за работников своей колонны, отмеченных в связи с праздником транспортников. Не за красивые глаза, а за красивый труд, как говорит их начальник.
© Ирек БАДРЕТДИНОВ, фото автора, газета «Нефтяные вести», № 84 от 30 октября 2010 года