На этом снимке — золотой букет НПУ «Альметьевнефть» — капремонтники скважин 1960-х годов, собравшиеся на 20-летие Победы в Великой Отечественной войне, участниками которой были запечатленные здесь все 35 человек. Знаю их не один десяток лет, вместе работали в цехе капремонта скважин и разведочного бурения Альметьево-Сармановской нефтеразведки.
Эту историческую фотографию я нашел в музее Альметьевского УПНП («АльметьевскРемСервис») и очень ей обрадовался. Вспомнил свою молодость, которую провел вместе с ними, приобретая истинные человеческие качества, уважение к труду, скромность, дисциплинированность, юмор и терпение. А главное — еще раз захотелось рассказать о первооткрывателях Ромашкинского месторождения, которые начинали бурить первые буровые в 1948 году в Шугурове, затем в Сосновке. В Альметьево-Сармановской нефтеразведке скважины бурили вплоть до 1959 года, до перебазировки конторы в Мензелинск.
Итак, на фото в первом ряду слева направо сидят: буровой мастер Ахат Губайдуллин, второй справа начальник цеха капремонта скважин НПУ «Альметьевнефть», бывший заведующий нефтепромыслом Павел Михайлович Мурадов, 1909 года рождения, один из старших по возрасту среди собравшихся. Третий по счету Хуззят Шарапов — бурильщик, участник войны, раненный вражеской пулей в левую руку, четвертый Мисбах Тахауов — компрессорщик УКП-80, далее пятый, шестой и седьмой по порядку нефтеразведчики Ананьев — машинист ППУ, Константин Титов — машинист компрессора и Алексей Трофимов (по кличке Лялян), вернувшийся с ранами с войны. Замыкают 1-й ряд: последние двое — рабочий цеха, а крайний правый Иван Васильевич Краснов (Иван дэдэй), штукатур-маляр.
Во втором ряду стоят справа налево 14 человек: первый — бурильщик Гареев, он перешел из цеха ППД в ЦКРС, когда объединились бригады КРС в один цех для капремонта ППДовских скважин. Второй — плотник Петр Иванович Щеголев, далее Василий Григорьевич Барсуков — в пятидесятых годах был в составе инструкторской бригады бурения, затем работал бурильщиком Альметьево-Сармановской нефтеразведки вместе с Шараповым, Трофимовым и Валеевым (первый слева в третьем ряду) в бригаде Ахата Губайдуллина. Четвертый справа — мастер КРС Игнат Лаврентьевич Бояров, один из первых основателей подъемной мачты, для монтажа которой требовалось два трактора, а для транспортировки еще и подъемник. Кстати, ловильный инструмент бригады Боярова, накопленный на инструментальных санях, перетаскивали два трактора. Рядом с Бояровым его бурильщик Мухитов. Шестой справа Тагир Аюпов — токарь, один из первых специалистов в этой профессии. Когда в 1950 году я поступал на работу на нефтепромысел, Тагир абый уже работал токарем.
Седьмой — Василий Спиридонович Захаров, бывший начальник АХО НПУ «Альметьевнефть», единственный человек, имевший легковой автомобиль «Победа», потом он перед выходом на пенсию перешел в ЦКРС. С его приходом в ЦКРС начали поговаривать об открытии рабочей столовой. Кроме этого, он один из первых в НПУ, а возможно, в объединении «Татнефть», редакторов цеховой газеты «Романтик», которую начал выпускать в середине 60-х годов тиражом около 30 штук вместе с Алексеем Ибрагимовичем Надыршиным (в третьем ряду справа четвертый). А.И. Надыршин был партийным работником, принят в ЦКРС прорабом. На вид худощав, острослов, находчивый, энергичный. Он озадачивал нас, например, таким вопросом: «Как звали монгольского маршала Чайболсана», — был в свое время такой маршал и никто не знал его имени.
Рядом с В.С. Захаровым (седьмой справа) бурильщик Нурислам абый Салихзянов, пожилой скромнейший человек, возможно, ровесник Мурадова, Боярова. Он в 1964 году заменял бурильщика в нашей бригаде (я был мастером КРС бригады №3) во время отпуска, когда ремонтировали скважину возле деревни Чупаево. Нурислам абый был в плену у немцев, как и Гариф абый Талипов (третий ряд справа четвертый) тоже бурильщик бригады мастера Мубина Гильманова (первого начальника Альметьевского УПНП). Немало невзгод они пережили: Салихзянов и Талипов добирались из плена через Африку, куда были интернированы войсками союзников. Оба эти бурильщика были терпеливыми, трудолюбивыми.
В те времена в КРС применялись тяжелые цепные ключи весом по 10—15 кг, это было нормой. Помимо НКТ (насосно-компрессорных труб) весом с центнер, были и бурильные трубы, весом по 200—300 кг каждый, которые отворачивали подвесными машинными ключами.
Рядом с Салихзяновым (девятый) — вся грудь в орденах, охранник здания ЦКРС, он приходил к концу рабочего дня с Урсалы. Десятый — Минула Казаков, водитель водовоза-автоцистерны емкостью 10 м3. Это был высокого роста человек, крепкого сложения, очень добродушный, не умеющий отказывать и очень доверчивый. «Татнефть» приближалась к 100-миллионной тонне добычи нефти и по рекомендации ученых ТатНИПИнефть на скважинах стали применять различные химреагенты, в основном из Казанского химзавода, откуда Казаков на своей новой дизельной машине привозил «стимул» для скважин. Кстати, долгое время впоследствии спецтехникой для КРС (УТТ №5) руководил его сын Наил Миннулович Миназов. Рядом с Казаковым принятый недавно в ЦКРС бурильщик Лохмытко, который осваивал участки земли вдоль берега реки Зай у Бигашево и выращивал картофель.
Третий слева машинист заливочного агрегата дядя Паша Наталин, неторопливый, часто кашлял, а чтобы унять кашель, закуривал папиросы «Прибой» стоимостью 14 копеек за пачку. Тогда кроме «Прибоя» были «Север» по 16 копеек и «Беломорканал» по 22 коп. за пачку. Рядом с Наталиным — водитель чешского насосного агрегата Александр Андреев, говорили, имеет два боевых ордена (или Отечественной войны) за храбрость. Он один из 4-х здравствующих сегодня.
Третий ряд — 12 человек, среди них трое нефтеразведчиков, перешедших из Альметьево-Сармановской нефтеразведки. Слева первый Валеев, приехал в Альметьево в 1950 году и работал на трехтонке ЗИС-5 с номерами 55-55, затем в бригаде Ахата Губайдуллина и ныне здравствующего, который регулярно посещает все городские торжества. Рядом с ним второй справа Мубарак абый Давыдов, квалифицированный слесарь, турбинщик по турбобурам и винтовым двигателям. Ему, как и Хуззят Шарапову, в бытность работы в нефтеразведке выделили бревенчатый сосновый дом с усадьбой по улице Шоссейная (Шугуровская дорога). Для шести бригад КРС 4- и 5-дюймовых турбобуров не хватало, и чтобы не допустить простоев, Мубарак со своим канатчиком Касымом Вафиным, затем Зиятом Камалетдиновым быстро и аккуратно восстанавливали турбобур. Кстати, они впервые применили и механизмы для ускорения ремонта.
Рядом с Мубараком Давыдовым стоит Зият Камалетдинов — один из первых старших операторов на единственной разведочной скважине №92 (у Святого ключа), где начинали работать операторами альметьевские парни Яскар Насыбуллин, Анвар Сафиуллин и Александр Хохлов. В ЦКРС Зият абый был снабженцем и руководил подготовительной бригадой.
Четвертый — А.И. Надыршин. О нем сказано выше, но я до сих пор читаю его книги, приобретенные мной по тогдашней цене один рубль за одну книгу. Я купил у него около 350 книг, собранных им в течение жизни, и освободил два его книжных шкафа. Он жил по улице 40 лет Октября (ныне Р. Фахретдина), кажется, в однокомнатной квартире.
Рядом с Надыршиным (плечом к плечу) — бурильщик КРС по фамилии Статылко, тоже один из пожилых и скромных работяг. Он был малоразговорчивым, исполнительным. С ним также связано воспоминание: как-то в летнее время, когда на скважине во вторую смену досрочно завершили работу, вахта на попутной машине ухала домой, т.е. раньше положенного. И вот бурильщик Статылко стучится в свою дверь в 9 часов вечера. А жена не пустила его, сказав, что он «сбежал» с работы. Возможно, это и была шутка.
Далее в белой рубашке тихоходный машинист агрегата АН-50 Яхин абый, многодетный отец (кажется, пятерых девочек), жил он по улице Чехова в доме №1, проработал в Баку многие годы. Ниже его — нефтеразведчик, слесарь механической мастерской, работавший с Давыдовым и Александром Золотухиным.
В третьем ряду четвертый справа — Гариф абый Талипов, коренастый, рассудительный, спокойного характера, трудолюбивый бурильщик высокого класса. Экспонат его успешной фрезеровки — стальная лента длиной около 2-х метров, извлеченная из аварийной скважины №2327 первого Альметьевского нефтепромысла. Машинистом подъемника был Дмитрий Чернов. Данный экспонат демонстрировался вплоть до 1987 года. Гариф абый, как и Нурислам Салихзянов, прошел немецкий плен и интернирован в одну из стран Африки (по его воспоминаниям), откуда добирался в СССР. За добросовестную работу в ЦКРС награжден орденом.
Трое последних — Гизатуллин, Сахапов (из деревни Бигашево), Такеддин Фазылов.
Шаяхлист Гизатуллин был машинистом АН-700, пришел в ЦКРС из цеха законтурного заводнения (позже цех ППД, созданный в начале 50-х годов будущим министром Миннефтепрома Н.А. Мальцевым, тогда работавшим первым начальником цеха закачки КЗЗ.
Мухаметхази Нурмухаметович Сахапов очень энергичный, принципиальный, с ораторскими данными человек. Поступил из нефтепромысла помощником бурильщика, выучился на бурильщика и был неплохим мастером КРС. У него был маленький мотоцикл, на котором не раз подвозил и меня со срочным грузом для бригады. Впоследствии он вёл общественную работу в составе партийного контроля.
P.S. Я счастлив, вспоминая этих людей. Горжусь, что мне пришлось работать вместе с ними, вернее, учиться у них. А об Ахат абый Губайдуллине, мастере сначала буровой бригады Альметьево-Сармановской нефтеразведки, затем бригады альметьевских КРСников и, наконец, начальнике буровой № 20000 — особое воспоминание. Мне как мастеру КРС и секретарю партбюро цеха он оказал неоценимую помощь и поддержку. В знак уважения к этому человеку я, отправляясь в трехгодичную загранкомандировку по капитальному ремонту скважин, взял с собой его фотографию.
Я знаю, у многих этих дорогих мне людей есть дети и внуки, а, возможно, и правнуки, которые работают в нефтяной промышленности и, может быть, в КРС, — это достойные уважения люди. Они и как солдаты на войне, и как работники в капитальном ремонте скважин всегда на самом ответственном участке: там — на передовой, здесь — в нефтедобыче.
Судьбе этих людей можно позавидовать, некоторые родились при царе, участвовали в разгроме фашизма, восстанавливали послевоенную разруху и, наконец, открыв удивительное Ромашкинское месторождение нефти, добыли 1 млрд тонн нефти. О каждом из них можно написать отдельную книгу. Эти люди трудились в составе Альметьевского НГДУ с 1956—1971 гг., т.е. 15 лет до учреждения УПНП и КРС.
© Рамиль КАЛИМУЛЛИН, газета «Нефтяные вести», №21 от 24 марта 2010 г.