Знакомьтесь: Хаммат Хусаинов, участник строительства скважины № 3.
– Конечно, тогда, летом 1948 года, работая водителем в Шугуровской нефтеразведке, я не полагал, что доживу до этих лет, – говорит Хаммат Ахмадеевич, расправляя руками и без того гладкую ткань свежей рубашки.
Он, к сожалению, плохо видит. В собственном, без удобств, доме, ему трудно обходиться без посторонней помощи. Хорошо, что дети во всём стараются помочь. Но в целом держится бодро, не теряет чувства юмора. И память у него отличная. Он охотно поделился с нами пережитым.
Родился в посёлке Урта Чишма Лениногорского района. Увы, сегодня нет уже в реальности этого населённого пункта, но в памяти нашего героя он всё ещё остаётся одним из самых красивых уголков на земле. Ведь здесь он вырос, получил правильное родительское воспитание и отсюда в грозном сорок втором ушёл на фронт. На войне татарстанскому артиллеристу-зенитчику пришлось защищать от полчищ врагов Ленинград и Мурманскую область. За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Советского Заполярья», которыми гордится по праву. Армия отпустила своего бойца домой лишь спустя 2 года после окончания войны – в 1947 году. В ту пору здесь, на юго-востоке Татарстана, уже шли активные геологоразведочные работы на предмет выявления нефтеносных горизонтов. Требовались горячие сердца и крепкие рабочие руки. Получив мирную профессию водителя, он устроился в Шугуровскую нефтеразведку. Его главной обязанностью стало на видавшем виды стареньком ЗиСе и день и ночь по бездорожью доставлять на место бурения третьей скважины трубы, глину, другие необходимые материалы. Его душу переполняет чувство гордости за то, что вместе со всеми внёс посильный вклад в открытие Ромашкинского месторождения. И сегодня перед его глазами тот жаркий июльский день, когда в небо ударил огромный фонтан нефти.
– Я привёз людей из Шугурова посмотреть на это чудо, – вспоминает Хаммат Ахмадеевич, – как все ликовали, черпали ладонями бурую маслянистую жидкость, с удивлением рассматривали её на солнце, мазали ею лицо, – взрослые, а радовались, как дети.
Вечером, как рассказывает наш герой, в шугуровском клубе, в новом деревянном, в котором ещё не было и дверей, состоялось торжественное собрание по этому поводу. Собралось всё село – организовали большой байрам – праздник, значит. Выступило руководство, поздравили всех с этой победой. Сказали, что теперь благодаря нефти преобразуется весь район и нужны будут новые рабочие руки. Отдел рабочего снабжения завёз продукты – а в то время полки магазинов были совершенно пустые. К радости всех, торговали мукой, чаем, сахаром, пряниками, конфетами. А ещё бочковой селёдкой. Хаммат Ахмадеевич и сегодня помнит её вкус – до чего же она была жирной, вкусной.
Но праздники заканчиваются быстро. Начались рабочие будни. И вновь на своей машине наш герой ездил от буровой к буровой.
– В то время буровики, как цыгане, вместе с семьями и пожитками кочевали с одного места на другое – их не останавливали трудности, – говорит Хаммат Ахмадеевич, и в его голосе слышатся нотки уважения к этим людям твёрдой породы.
– А зачем нужны были семьи? – допытываюсь. – Могли бы, как сейчас, вахтовым методом ездить на буровые.
– А кто бы их тогда обслуживал? Ведь работников нужно было кормить, обстирывать. Вот и располагались семьи в деревнях вблизи от буровых. Это сейчас буровые – целый лагерь, тут тебе и столовая, и дом-вагон для отдыха. А тогда – «голые» буровые, в углу сиротливо стояла будка. А в ней печка, которую отапливали то дровами, то соляркой, тем, что есть под рукой. Я перевозил и семьи, и буровое оборудование, обеспечивал строителей скважин маслом, соляркой. Одним словом, был для них скорой помощью. Скважины в те далёкие 50-е годы строились у деревень Зай-Каратай, Миннибаево. Особенно запомнились под номерами 10, 11, 12 – уж очень они были высокодебитными.
Помнит он и имена водителей, с которыми довелось работать. Это Александр Лимонов, Владимир Стекольщиков, Леонид Рассказов, дизелистом был Садык Хабиров. Сегодня, увы, их нет в живых.
В последующие годы водил ГАЗ и ЗИЛы, обслуживал, как и прежде, в основном лениногорских буровиков, трудясь в системах «Татбурнефти» и «Татнефти». В общей сложности он проработал водителем 36 лет, заслужил немало почётных грамот, благодарностей. Сегодня является ветераном Лениногорского УТТ. Нефтяники не забывают его, представители совета ветеранов предприятия навещают регулярно, поздравляют с праздниками, юбилеями, оказывают заслуженные почести. Хаммат Ахмадеевич вместе с супругой Факией вырастили пятерых детей, сын Фарит пошёл по его стопам, работает водителем у нефтяников.
Ветерану жизнь интересна и сегодня…
© Айсылу ГАББАСОВА,фото автора, газета «Нефтяные вести», №70 от 11 сентября 2010 года