«Водитель Мингареева»
"... Не все, наверное, получалось так, как хотелось бы. Однако не помню случая, чтобы Мингареев, возглавлявший в ту пору Шугуровский нефтепромысел, выходил из себя..."

  • Гаврила Дмитриевич Анисахаров – из плеяды первопроходцев большой нефти Татарстана. Рад тому, что судьба дала ему возможность встретить 60 летие «Татнефти» и 65-летие НГДУ «Лениногорскнефть».

    Рослый, крепкого телосложения, он возмужал рано – ведь детство мальчишки, родившегося в селе Спиридоновка Лениногорского района, пришлось на тяжелые военные годы.

    – До открытия Шугуровского нефтепромысла наш район был сугубо сельскохозяйственным, – вспоминает он. – С 12 лет мне пришлось пасти овец, ухаживать за свиньями. Но при первой же возможности в 1945-м устроился плотником на предприятие «Центрспецстрой». Мы возводили рубленые деревянные дома для первых нефтяников – и, знаете, многие стоят до сих пор.

    Потом после краткосрочных курсов его посадили на трактор. В то время практически не было хороших дорог. Машины, возившие трубы и другое нефтяное оборудование, увязали в грязи. Анисахарову приходилось их буксировать до места назначения. Был в его молодой жизни и период работы оператором- дизелистом на скважине № 3 под руководством старшего оператора А.К. Мухаметзянова. Помнит он и строительство первого в Татарстане нефтепровода от Ромашкино до Клявлино.

    – Это было сродни битве, – говорит он. – В тяжелейших условиях послевоенной разрухи, без какой-либо землеройной техники женщины со всех районов республики копали кирками, лопатами, ломами траншеи. Обычно ночевали тут же. Еду готовили на кострах.

    В сорок девятом нашего героя отправили учиться в Зеленую Рощу на водителя. И так получилось, что он возил руководителей и специалистов, занимавших впоследствии большие посты в нефтяной промышленности страны – Р.Ш. Мингареева и М.М. Иванову.

    Рифхата Шагимардановича мне довелось возить на полуторке, прошедшей закалку на войне, – вспоминает он. - Конечно, время было послевоенное, сложное, решались задачи государственной важности. Не все, наверное, получалось так, как хотелось бы. Однако не помню случая, чтобы Мингареев, возглавлявший в ту пору Шугуровский нефтепромысел, выходил из себя, ругался, к тому же был некурящим, не брал в рот ни капли спиртного.

    Водителей в ту пору не хватало, и Мингареев добивался отсрочки от армии для Анисахарова. Но служить все же пришлось – на Дальнем Востоке трактористом. А по возвращении в родные края ему нередко приходилось возить главного геолога промысла М.М. Иванову, к слову, ставшую впоследствии доктором геолого-минералогических наук, лауреатом Ленинской премии, заслуженным геологом РСФСР – ученым с мировым именем.

    Трудовая биография Гаврилы Дмитриевича связана и с заводами Лениногорска, с нефтяной эпопеей Западной Сибири. Но по сей день он с особой теплотой вспоминает первые годы освоения Ромашкинского месторождения. Впрочем, и к нему самому, первопроходцу большой татарстанской нефти, относятся с большим уважением. Ведь именно его поколением написаны первые страницы славной истории «Татнефть».

    © Айсылу ГАББАСОВА, газета «Нефтяные вести», №64 от 21 августа 2010 года