Помогло свабирование
"...Его книга – своего рода напоминание о технических свершениях..."

  • «Вклад альметьевских нефтяников в технический прогресс отрасли» -так называется книга Р.Х. Амирханова, увидевшая свет в этом году. Рафик Амирханов – заслуженный нефтяник ТАССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, он в 70-80-е годы прошлого века возглавлял технический отдел НГДУ «Альметьевнефть», отдел ППД и ПНП объединения «Татнефть», активно занимался техническим творчеством, оказывал практическую помощь рационализаторам. Его книга – своего рода напоминание о технических свершениях, которые были осуществлены в «Альметьевнефти» еще в 60-х годах. В тот период на промыслах Татарстана проведено немало мероприятий по созданию и испытанию новых технических средств и технологических процессов, в последующем ставших достоянием всей нефтяной отрасли Союза. Одновременная раздельная эксплуатация двух пластов и одновременная раздельная закачка воды, применяемые у нас в последние годы на новой технической основе, берут начало еще с тех лет. В приводимом отрывке говорится об испытании оборудования для ОРЭ.

    Во время испытания оборудования 1УФЭ на скважине № 289 мы столкнулись с определенной сложностью в освоении нижнего пласта.

    Задавочная жидкость верхнего пласта (короткий ряд труб) была замещена нефтью и затем освоена с помощью компрессора через пусковое отверстие.

    Однако многократные попытки заменить столб задавочной жидкости в длинном ряду труб оказались безуспешными. Причиной стало несрабатывание пускового клапана типа 1КПО-73, хотя клапан перед тем, как спустить в скважину, был отрегулирован на открытие при величине давления 30 атм. Во время освоения скважины злополучный клапан не хотел открываться даже при давлении 100 атм. Было принято решение: жидкость в трубах продавить в пласт путем закачивания аэрированной нефти. Аэратор (инжектор) был изготовлен по чертежам АзИНМАШа. При прокачке интенсивный подсос воздуха в инжекторе наблюдался до величины давления 20 атм на выкидной линии промывочного агрегата. С повышением давления через отверстия инжектора для подсоса воздуха начинались прорывы нефти, которая обливала всех и вся. Аэрированную жидкость создать не удалось.

    После всего этого мной было предложено освоить нижний пласт закрытым свабированием, хотя подобным оборудованием мы не располагали. Несмотря на активное противодействие одного из начальников отдела, Р.Т. Булгаковым было дано добро – под ответственность автора идеи.

    В темпе были изготовлены лубрикатор усиленной конструкции и сваб. В свабе были использованы уплотнительные элементы (резиновые манжеты) от плунжера оборудования ОРЭ-2ФМ, размещенные секциями и раструбами вверх. Сваб такой конструкции двигался вниз беспрепятственно. При движении вверх раструбы резиновой манжеты под весом столба жидкости расширялись, чем гарантировали извлечение той части жидкости, которая оказалась над свабом. Закрытое свабирование производилось на кабеле КОБД-4 с исследовательского подъемника при контроле скорости подъема сваба и нагрузки на кабель. Результат свабирования оказался успешным, нижний пласт начал фонтанировать после подъема третьего сваба. При этом нужно отметить следующее. На освоение нижнего пласта по рекомендации конструкторов нами было затрачено шестнадцать безуспешных рабочих дней, на закрытое свабирование хватило одного рабочего дня.

    Лично для меня успешная работа на скважине № 289 имела особое значение. Дело в том, что она была «моей» в полном смысле слова. В далеком 1954 г. я ее принимал из эксплуатационного бурения, вводил в эксплуатацию. На территории этой скважины находилась культбудка нашего коллектива. Во время работы я был призван в армию. После демобилизации вновь продолжил трудовую деятельность на этой же скважине. Здесь же впервые заставил работать «летающий» скребок и испытал датчик для диспетчерского контроля его работы.

    Однако эта скважина осталась в моей памяти в связи с одним нехорошим событием – во время спуска подземного оборудования 1УФЭ помощнику бурильщика цеха капитального ремонта скважин подвесным клином длинного ряда труб оторвало несколько пальцев руки. Хотя нами совместно с представителем ОКБ РЭ Фарадж-заде с исполнителями работ был проведен инструктаж по технике безопасности, люди действовали неверно и вопреки логике. Во время подъема клина длинного ряда труб помощник бурильщика почему-то решил захватить оборудование руками, а бурильщик не справился с тормозом лебедки. Злополучный клин должен был извлекаться посредством патрубка. Ради справедливости следует отметить, что в работе по реализации технических новинок данный случай был единственным за все годы деятельности технического отдела. Несмотря на это, каждый вид работы таил в себе множество потенциальных опасностей, которые трудно было предвидеть. Это говорит о серьезном подходе технического отдела к любому виду новой работы, будь она большой или малой.

    © Подготовил Ирек БАДРЕТДИНОВ, газета «Нефтяные вести», № 47 от 23 июня 2010